Древнее искусство бонсайбонсай дома - это реально

Беглый исторический обзор

Бонсай — это искусство выращивания небольших деревьев и прочих низкорослых растений. Если переводить это слово с японского языка, то оно означает растение в сосуде. Мастера бонсай могут создать изящную картину не только бонсая, но и пейзаж красивейших мест, на которых произрастает это чудо природы.

Расскажем немного об истории такого прекрасного искусства. Впервые бонсай появилось в Японии в 1818г. и называли это тогда «хатитуэ». В то время Хатитуэ во многом отличались от бонсай. В эпоху Эдо существовал такой обычай — появившиеся среди дикой природы небольшие кустарнички пересаживать в разноцветную кухонную утварь и любоваться их неписано-сказочной красотой, интересоваться изменением цвета листвы, цветов, плодов, формы ствола и веток. Но тогда еще не было такого пристального ухода за растениями, никто не пытался создавать различные образы «искусства».

С 1887г. искусные деловитые японцы творили прежний хатитуэ с различными и своего рода уникальными идеями, они так же равномерно двигались от элементарной селекции материалов к научной работе, и не только проверке удобрений, земли, но даже к их эстетическому познанию. В конце концов был создан один из самых красивых в мире, поражающий великолепие японский бонсай. Только благодаря заслугам японских мастеров слово «бонсай» стало международным.

Бонсай появился около тысячи лет назад в древнем Китае, но его история так и не была изучена на этой территории, остались лишь различные догадки. После этого бонсай был припомнен в Японии, в то время была эпоха буддизма.

На свитках Камакура появились ранние хатиуэ, которые можно было признать как бонсай. Любуясь ими, можно было уже с точностью догадаться, что в эти времена растения культивировались и использовались, как прежде всего украшение жилища.

В поздний период эпохи Эдо, а начало 17 и конец 19 века, изображая обыкновенную жизнь народа, такие художники как Утамаро, Хиронобу и другие олицетворяли нечто такое, что по форме листьев и ствола не уступало ни на каплю современному, новому бонсаю! Но необходимо сказать то, что эти рисунки оказывались не только под пристальным влиянием некоторых личностей, но и под влиянием уже нового садового искусства. Художники изображали деревья с плодами, а не экземпляры хатитуэ. От эпохи Эдо до начала эры Мэйдзи, бонсай составляли искривленные, карликовые деревца.

С конца 19 века бонсай уходит от прошлого хатитуэ в новое искусство, которое породило самые необыкновенные прекрасные творения. Период Мэйдзи был прежде всего эпохой просвещения, где заимствовалось всё заморское. Людей, которые увлекались бонсаем практически не осталось, все это было вызвано оккупацией травами и цветами из далёкой европы.

Только благодаря японской победе в Японско-Китайской войне государство начало активно интересоваться бонсаем. В некогда самых центральных районах Токио стали появляться сады ароматических деревьев, мхов.

После землетрясения 1923 года в Японии около 30-ти великих художников бонсай уехали из Токио. Эти художники устроились жить в лесном районе, на северо-западе Японии. В 1926 году именно там была притворена в жизнь Всемирная коллекция бонсаи. Сюда приезжали заядлые любители бонсая, особенно усиливался поток приезжих после Второй мировой войны. Бонсаи стали огромным откровением для целого мира, впервые продемонстрировав искусство Японии.

Бонсай, как искусство, практически не изменилось с древних времен. Китайцы писали о воздушных отводках, прививках ещё в пятом веке. Но всё же некоторые изменения произошли. Раньше использовался метод прищипки, однако с появлением в Японии медной проволоки ситуация в значительной мере изменилась. После войны она помогала восстанавливать пострадавшие деревья и садоводы стали её использовать для формирования крон деревьев. Но некоторые мастера не хотели использовать медные проволоки и отдавали преимущество струнам, которые ценились ещё до появления медной проволоки.

Говоря о таком прекрасном слове, как «бонсай» необходимо затронуть его «российскую природу».

В нашей стране бонсай появился далёком 1976 году. Тогда при ботаническом саде АН СССР, появился один из первых в России бонсай клубов. Возглавила его Белоусова Т.П. В скором времени бонсай сады появились также в других городах нашей родины.

В настоящее время мода на бонсай дошла и до нас самих. Хрупкие деревца «появляются» в офисах, квартирах, частных домах, служат бесценным подарком. Кто-то демонстрирует таким образом свои финансовые возможности, ведь некоторые виды бонсай могут стоить запредельные десятки тысяч доларов. Некоторые люди заводят бонсаи для души.

Если говорить про европейцев, то именно они тесно познакомились с данным видом искусства на первых выставках. По-настоящему удивила европейцев выставка, которая была в 1900 году в Париже была полностью украшена образцами бонсай. С начала 1937 года в Европе ежегодно устраиваются общенациональные выставки.

С тех пор данной премудростью японцев частенько характеризуют сущность бонсай. Искусство выращивания небольших деревцев сходно воспитанию ребёнку, для него так же важны забота и уход. Так о карликовом деревце сказано: «Небеса и прах в одном горшке».

В наши дни выращивание бонсай стало очень популярным и модным занятием. Об этом говорит обилие книг, сайтов, блогов и сообществ на эту тему. Сегодня этого увлечения нет никаких барьеров: политических, социальных, это искусство стало доступно всем и повсюду. Мы вносим различные коррективы в этот вид искусства согласно нашему климату, культуре и вкусам. Но несмотря на это, мы однозначно нарушаем древнюю культуру бонсай, внедряя в неё свои современные, отечественные идеалы.

Save

Save

Save

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *